За что Чайковский поставил Рахманинову "пятёрку" с четырьмя плюсами
Точнее, "пятёрка" с одним плюсом уже стояла в журнале, а Чайковский приписал к ней еще три: слева, снизу и сверху. Дело было во время экзамена в Московской консерватории в 1888 году.
Вопрос - что же именно привело Чайковского в такой восторг?
Тут нет никакой загадки. Эту историю рассказывал сам Рахманинов в своих воспоминаниях, она не раз описана в его биографиях. В двух словах дело обстояло так.
В те времена консерваторское образование представляло собой очень длинный цикл, занимавший 9-10 лет. Он делился на два этапа: младшие классы (то, что в современных представлених примерно соответствует старшим классам музыкальной школы и музыкальному училищу) и старшие (собственно уровень высшего образования).
Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию десятилетним мальчиком и по причине катастрофической ситуации с успеваемостью через два года был переведён в Московскую. Ещё три года он пробыл в ежовых рукавицах Николая Зверева, проявил незаурядные способности и уже круглым отличником в 1888 году, наконец, окончил младшие классы.
Итак, ему предстояло отучиться ещё пять лет на старшем отделении, и для этого надо было хорошо выдержать экзамены. Весной он сдавал, в том числе, гармонию, которую два года изучал в классе Антона Аренского.
Аренский был другом и протеже Чайковского, который когда-то и сам вёл класс гармонии в Московской консерватории. По этой причине Аренский пригласил его присутствовать в качестве почётного гостя на экзамене.
Чайковский пришёл на второй день, когда испытания уже закончились и подводились итоги выполненных накануне заданий. Комиссия особо отметила работы Серёжи Рахманинова: он написал лучшую прелюдию, над которой накануне просидел в классе дольше всех - до самого вечера. За выдающиеся успехи он получил пятёрку с плюсом.
Такая отметка в то время не являлась проявлением личной эмоциональности педагога, а входила в официально принятую систему критериев успеваемости, далеко не пятибальной. В неё входили, например, такие понятия как "превосходно", "отлично", "весьма хорошо", "очень хорошо" и просто "хорошо", что подразумевало "пятёрки" и "четвёрки" в плюсами и минусами.
Чтобы ещё более впечатлить Чайковского талантами своего любимого ученика, Аренский велел Серёже сыграть пару выполненных им ранее заданий по гармонии. Это были упражнения в простой двухчастной форме, в четырёхголосном изложении, в жанре "песни без слов", то есть с плавной, в вокальном духе, мелодией.
Конечно, ничего гениального и вообще выдающегося в смысле музыки в этих упражнениях ещё не было, но, как это обычно бывает, огромный талант мальчика, его музыкальность, были очевидны в каждом звуке. Вероятно, именно это растрогало Чайковского настолько, что он приписал ещё три плюса к "превосходной" оценке.
Спустя несколько десятилетий, в 1931 году, уже немолодым человеком Сергей Васильевич Рахманинов однажды воспроизвёл по памяти и записал ту самую "песню без слов", которая привела в восхищение Чайковского, и за которую он получил свою уникальную коллекцию плюсов. Феноменальная музыкальная память Рахманинова была одной из граней его одарённости.
Совершенно удивительно, что даже в этих шестнадцати тактах, написанных 14-15 летним мальчиком как учебное задание по гармонии, уже отчётливо слышна "рахманиновская" нота.
Вот как звучит эта ре-минорная "Песня без слов", за которую Рахманинов получил свою "звёздную" пятёрку:
Точнее, "пятёрка" с одним плюсом уже стояла в журнале, а Чайковский приписал к ней еще три: слева, снизу и сверху. Дело было во время экзамена в Московской консерватории в 1888 году.
Вопрос - что же именно привело Чайковского в такой восторг?
Тут нет никакой загадки. Эту историю рассказывал сам Рахманинов в своих воспоминаниях, она не раз описана в его биографиях. В двух словах дело обстояло так.
В те времена консерваторское образование представляло собой очень длинный цикл, занимавший 9-10 лет. Он делился на два этапа: младшие классы (то, что в современных представлених примерно соответствует старшим классам музыкальной школы и музыкальному училищу) и старшие (собственно уровень высшего образования).
Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию десятилетним мальчиком и по причине катастрофической ситуации с успеваемостью через два года был переведён в Московскую. Ещё три года он пробыл в ежовых рукавицах Николая Зверева, проявил незаурядные способности и уже круглым отличником в 1888 году, наконец, окончил младшие классы.
Итак, ему предстояло отучиться ещё пять лет на старшем отделении, и для этого надо было хорошо выдержать экзамены. Весной он сдавал, в том числе, гармонию, которую два года изучал в классе Антона Аренского.
Аренский был другом и протеже Чайковского, который когда-то и сам вёл класс гармонии в Московской консерватории. По этой причине Аренский пригласил его присутствовать в качестве почётного гостя на экзамене.
Чайковский пришёл на второй день, когда испытания уже закончились и подводились итоги выполненных накануне заданий. Комиссия особо отметила работы Серёжи Рахманинова: он написал лучшую прелюдию, над которой накануне просидел в классе дольше всех - до самого вечера. За выдающиеся успехи он получил пятёрку с плюсом.
Такая отметка в то время не являлась проявлением личной эмоциональности педагога, а входила в официально принятую систему критериев успеваемости, далеко не пятибальной. В неё входили, например, такие понятия как "превосходно", "отлично", "весьма хорошо", "очень хорошо" и просто "хорошо", что подразумевало "пятёрки" и "четвёрки" в плюсами и минусами.
Чтобы ещё более впечатлить Чайковского талантами своего любимого ученика, Аренский велел Серёже сыграть пару выполненных им ранее заданий по гармонии. Это были упражнения в простой двухчастной форме, в четырёхголосном изложении, в жанре "песни без слов", то есть с плавной, в вокальном духе, мелодией.
Конечно, ничего гениального и вообще выдающегося в смысле музыки в этих упражнениях ещё не было, но, как это обычно бывает, огромный талант мальчика, его музыкальность, были очевидны в каждом звуке. Вероятно, именно это растрогало Чайковского настолько, что он приписал ещё три плюса к "превосходной" оценке.
Спустя несколько десятилетий, в 1931 году, уже немолодым человеком Сергей Васильевич Рахманинов однажды воспроизвёл по памяти и записал ту самую "песню без слов", которая привела в восхищение Чайковского, и за которую он получил свою уникальную коллекцию плюсов. Феноменальная музыкальная память Рахманинова была одной из граней его одарённости.
Совершенно удивительно, что даже в этих шестнадцати тактах, написанных 14-15 летним мальчиком как учебное задание по гармонии, уже отчётливо слышна "рахманиновская" нота.
Вот как звучит эта ре-минорная "Песня без слов", за которую Рахманинов получил свою "звёздную" пятёрку:
714