Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 100.68 106.08

Богдан Булычев: я ответственный за романтику в Арктике

Экспедиция «Россия 360» под руководством ярославца Богдана Булычева завершила арктический этап. За 84 дня команда путешественников преодолела 14000 километров по Арктике. Впервые в истории это было сделано на колесной технике. На двух вездеходах «Бурлак» участники экспедиции проехали всю Арктику от Мурманска до Чукотки, посетив все самые северные континентальные точки России.

ВОПРОС: Богдан, Ваша экспедиция ставит своей целью проехать вдоль всей сухопутной границы России. Расскажите, как появилась эта идея, с чего все начиналось?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Идея этого масштабного проекта возникла, когда я изучал поездку Глеба Травина, который ставил своей задачей обогнуть Советский Союз на велосипеде.

СПРАВКА:

Глеб Леонтьевич Травин  (1902–1979) — советский путешественник.

За три года (1928–1931) он  объехал на велосипеде по периметру Советский Союз , включая побережье Арктики. Общая протяжённость пути составила свыше 85 000 километров.

 

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Оказалось, что никто в современной России не предпринимал таких попыток. Поэтому было принято решение попробовать проехать вокруг нашей страны по ее сухопутным границам. Но самое главное здесь, наверное, не только проехать, а все-таки еще и снять как можно больше фото и видео материалов. Мы уже сняли более 68 терабайт видеоматериала, из которого планируем сделать хороший фильм о людях, о природе и об интересных, уникальных местах, которыми мы с вами можем гордиться. По итогам экспедиции будет сделан многосерийный фильм. Мы передадим его онлайн кинотеатрам и федеральным телеканалам абсолютно бесплатно. А еще мы сделаем детскую книгу о путешествиях полярников в Арктике. Возможно, на этой книге вырастут новые арктические романтики.

ВОПРОС: Арктический этап экспедиции, который вы сейчас завершаете, вероятно, был самым сложным?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Мы были в пути 97 дней. 26 января экспедиция стартовала из Мурманска. Финиш у нас, конечно, тоже в Мурманске, так что, можно сказать, что сейчас мы возвращаемся в Мурманск, только очень необычным и долгим путем.

Нам удалось проехать весь Северный морской путь. Впервые в истории Севморпуть был пройден от границы с Норвегией до границы с Америкой на колесной технике по суше. Впервые были пройдены определенные участки, где вообще техника колесная никогда не проходила. Отработана технология перемещения по Арктике, которую мы с удовольствием поделимся с любыми службами, работающими в Арктике. Сейчас параллельно мы готовим как раз предложение по интеграции нашего опыта в научные экспедиции. Я знаю, что есть огромное количество научных сотрудников разных сферах, которые хотели бы проводить исследования в Арктике. Однако, по причине сложной доставки туда и самих ученых, и оборудования это становится практически нереальным.

Теперь мы знаем, как упростить ситуацию. Мы хотим, после окончания проекта «Россия-360», выйти с инициативой о том, чтобы доставлять такие научные группы в труднодоступные места, на специально подготовленной модульной технике. Эта техника может быть и домом, и лабораторией, обеспечивающей достаточно комфортные условия для работы и проживания.

ВОПРОС: Богдан, мы видим на фото, что ваша экспедиция передвигалась по Арктике на таких необычных снегоболотоходах с огромными колесами. Расскажите об этих машинах?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Для того, чтобы наш проект был более интересным, мы приняли решение ехать исключительно на технике российского производства. И для спортивного интереса, мы решили, что это будет только колесная техника. То есть никаких вертолетов, танков или подводных лодок. Мы выбрали вездеходы российского производства Курганского завода «Бурлак». Кстати, во время арктического этапа у нас были заодно и ходовые испытания. Вездеходы прошли 16 тысяч километров. Было огромное количество с ними всевозможных моментов. Когда какая-то деталь выходила из строя, мы тут же составляли рекламацию и отсылали ее на завод. После этого, как правило, доработанная деталь доставлялась нам в следующий по маршруту населённый пункт. Вот так у нас было несколько раз, в результате чего где-то примерно с половины маршрута вездеход поехал гораздо лучше, чем ехал изначально. Соответственно, весь этот перечень доработок и рекламации мы передали в полном объеме на завод, и сейчас они готовят новую версию своего вездехода. Однако, уже сейчас можно сказать, что это лучший колесный вездеход в России и в мире. Лучший по комфорту, надежности, автономности и возможности перевозить без дорог, без зимников в любом направлении по Арктике большое количество людей.

ВОПРОС: То есть, это такой дом на колесах, где можно спать, есть, работать?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Можно назвать его кемпером. У нас в нем комфортно едут пять человек. То есть это полноценный кемпер, где у тебя есть кают-компания, кухня, мультиварка, даже кофемашина есть. Есть удобные спальные места, место под хранение вещей, выносные уличные модули.

ВОПРОС: Скажите, а экипаж у вас был исключительно мужской?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

В экипаже у нас была одна женщина. Это Марина Галкина. Известная российская путешественница. Марина обычно путешествует одна. Она так прошла Таймыр и Чукотку. Но нам удалось ее уговорить, и я это считаю своей личной победой, потому что Марина очень хорошо влилась в коллектив. Являясь такой полярной лисой-одиночкой, она стала неотъемлемой частью нашего коллектива. Марина проехала с нами одну треть маршрута по Арктике.

ВОПРОС: Одной из целей экспедиции был эко-мониторинг. Что бы вы сказали о результатах этого эко-мониторинга? Насколько все-таки, на ваш взгляд, Арктика замусорена?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Арктика, конечно, замусорена. Пребывание человека в ней видно. Видно разные слои пребывания. Слои культурного загрязнения. Это и военные, и гражданские, и объекты специального назначения. Много всего. И техника, и пустые бочки, и какие-то химические. вещества в бочках. За момент нашего проезда от границы с Норвегией до границы с Америкой в общей сложности было найдено 58 очагов загрязнения. Таких сильных. На единичные бочки мы просто не обращали внимания.

Перед экспедицией мы изучали снимки из космоса. Наша была задача приехать туда, где виден мусор и изучить его характер. Одно дело – видеть из космоса бочки, другое – самому в них заглянуть и понять, что там. Мы  выставляли коэффициент загрязнения, где 10 – это максимально опасная метка, а единица – это просто какой-то металл, который в принципе для экологии здесь и сейчас никакой опасности не несет. Была составлена эта карта, которая когда-нибудь позволит организовать системную уборку Арктики. Эти данные мы планируем передать в Минприроды.

ВОПРОС: Богдан, известно, что встретился вам там, помимо мусора, еще какой-то нероссийского происхождения буй. Вот расскажите о нем, пожалуйста.

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Есть информация, которую я не могу придать огласке. Расскажу о том, о чем можно. Это буй, который был установлен 4 года назад американской морской береговой службой. В этом принимали участие наши российские ученые, но они принимали участие только в половине этой программы. Вторая половина программы велась только береговой службой Соединенных Штатов Америки, без участия наших представителей, ученых, ну и вообще наблюдателей. Буй, который всплыл, это был буй подводного размещения. Под водой, я думаю, вы знаете, что GPS-сигнал не работает, поэтому управление и координация под водой осуществляется за счет совсем других систем. Вот как раз это был элемент системы управления подводными беспилотными аппаратами и мониторинга движения под водой. То есть вероятность того, что буй двойного назначения, стремится к 100%. Потому что мониторинг, сами понимаете, каких подводных аппаратов там мог осуществляться. Вот поэтому мы передали буй пограничной службе, уведомили региональное управление ФСБ.

ВОПРОС: Богдан, давайте уточним, что дальше. То есть, когда вы отправляетесь в следующие этапы и когда, собственно говоря, проект будет завершен?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Прямо сейчас находимся в Благовещенске. Выезжаем дальше вдоль нашей границы на запад. Этот этап у нас будет идти до Бурятии, до границы с Тывой. Там мы берем небольшую паузу, меняем транспорт, меняем часть команды и дальше продолжаем двигаться через Тыву, Горный Алтай, по границе с Казахстаном до Кавказа. Оттуда уходим в Крым и на новые территории. Потом у нас северо-запад. После северо-запада проезжаем островную часть. Островная часть - это Калининград. Правда, еще южные Курилы у нас остались. Мы их оставили на отдельный островной этап. После этого у нас - Псков, Питер, Карелия, и финиш в Мурманске после достижения самой северной точки европейской части России – мыса Немецкий. Планируем завершить это все через 360 дней, в декабре этого года.

ВОПРОС: Вы в дороге почти год. Была ли возможность хоть раз оказаться дома?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Как я шучу – заезжали переодеваться. Пока у нас вездеходы ехали от Камчатки до Владивостока мы съездили домой, повидались с родными, и сейчас дальше продолжаем движение.

Хочется сказать несколько слов про команду. На сегодняшний день 24 человека приняли участие в экспедиции на разных этапах. Только трое из них едут вокруг всей России от самого  старта. Это я, Андрей Корх и Олег Харченко.

Кстати, я еще пытаюсь установить личный рекорд – я сам все время за рулем. Не меняясь. Очень хочу проехать весь маршрут от начала до конца.

ВОПРОС: Богдан, расскажите пожалуйста о себе. Откуда Вы родом? Есть ли у Вас семья?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Я родился в Магадане, сейчас живу в Ярославле. Работал в авиационной сфере, доработался до топ-менеджера аэропорта. В какой-то момент уволился, потому что решил что-то изменить в своей жизни. Стал заниматься путешествиями. Сначала обычными, а сейчас это все переросло в профессиональные экспедиции. Сейчас я возглавляю Арктический экспедиционный центр.

У меня трое маленьких детей. Вот, когда у меня спрашивают, что самое сложное в экспедициях, я говорю, что сложнее всего отсутствовать дома. Очень хочется домой к семье. Все остальное – мелочи жизни. Проблемы – не проблемы. Все они решаются. Команда надежная, на которую можно положиться. С этим проблем вообще никаких нет.

То, что хочется домой к семье – это точно. Когда я сейчас приезжал, дочка даже сказала, - может хватит уезжать? Я говорю, дочь, ну, папа, должен сделать свое дело. А тем более, раз начал, нужно всегда дела заканчивать и доводить их до конца. Она говорит: ну, тогда, папа, делай, а мы тебя дома ждем. Вот папа поехал дальше делать.

ВОПРОС: Ради дела, о котором Вы говорите, Вам приходится жертвовать общением с семьей. Так всегда было у полярников, у моряков, у геологов…А когда появилась тяга именно к северным путешествиям?

БОГДАН БУЛЫЧЕВ:

Когда меня спрашивают, за что ты так любишь Арктику, я говорю, что с детства у меня было очень правильное воспитание на эту тему. Сначала был мультик про Умку. Кстати, умка переводится с чукотского, как белый медведь. Дальше были «Два Капитана», потом - Клуб кинопутешествий Сенкевича, потом Кусто, конечно. На меня романтизация Арктики воздействовала очень сильно. И когда у меня спрашивают, ну а какая есть у тебя миссия? Вот не просто доехать, не просто что-то сделать, не просто что-то совершить. Я говорю, а я ответственный за романтику в Арктике. Моя задача — это романтизация Арктики. Сделать для детей хорошую книгу, для взрослых – фильмы. Это поможет привить им любовь к нашему русскому северу и к Дальнему Востоку. Вот это моя специальная миссия, вот то, что я хочу делать бесплатно по призванию. Просто потому, что мне так хочется.

1015

Оставить сообщение: